Все статьи

9 сентября – День памяти русских воинов, павших при обороне Севастополя

9 сентября в городе-герое отмечается День памяти воинов, павших в Крымской войне 1853–1856 годов, а также окончание I героической обороны Севастополя (1855 год).
В Крымской войне против России выступила коалиция государств в составе Великобритании, Франции, Турции, Сардинии. При этом незадолго до начала этих кровопролитных событий на территории древнего Херсонеса начались археологические изыскания, которые привели к появлению на археологической карте Херсонеса крупнейшего храма византийской эпохи – так называемой Уваровской базилики. Храм был найден и изучен в 1853 году во время раскопок под руководством графа А. С. Уварова. Памятник по сей день носит имя этого учёного.

Любопытен ещё один сюжет, связанный с открытием и дальнейшим исследованием «Уваровской базилики», а точнее – с человеком, проводившим на её территории первые раскопки. Благодаря донесению действительного члена Одесского общества истории и древностей, капитана I ранга З. А. Аркаса от 30 марта 1851 года на имя Н. Н. Мурзакевича, известно, что им являлся «один лейтенант по имени Шемякин», который случайно обнаружил на морском берегу «на развалинах Херсонеса, у башни, которая находится между пристанями, устроенными по западную сторону…[кубики] мозаики, подобные Софийской церкви.

Обстоятельство это заставило его привести нескольких рабочих людей и, открывая, нашёл: на стенах окрашенную штукатурку, пол, выстланный крупным простым мозаиком, куски мраморных узких пилястр с резьбою прямых полукруглых линий, и на одном из них вырезан крест, а под этими мраморами нашлись остовы человеческие, но монет не оказалось никаких; мелкий же хороший мозаик красного цвета, в числе коих есть и золотистого, находят по всему пространству. Шемякин открыл только южную стену этого здания, и как он хотел присвоить себе все найденные им вещи, то Карантинное правление и я не позволили ему, и потому он прекратил свои занятия».

По настоянию З. А. Аркаса, коему было поручено следить за сохранностью Херсонесского городища и препятствовать хищническим раскопкам на его территории, работы Шемякина, «проводимые без плана и учёной цели», были прекращены, а уже 12 августа 1851 года все найденные мраморы были отправлены в Одессу. «Страсти» вокруг раскопок в Херсонесе стали известны императору Николаю I и закончились тем, что по Высочайшему повелению от 10 мая 1852 года «несчастливого» автора изысканий на месте остатков базилики «было велено иметь под строгим замечанием». Личность «лейтенанта по имени Шемякин», а им являлся лейтенант 33-го флотского экипажа Михаил Сергеевич Шемякин, не привлекала к себе особого внимания специалистов-археологов и историков науки. Отношение к данному персонажу всегда определялось интересом к работам, последовавшим вслед за его начинаниями, – раскопкам графа А. С. Уварова в Херсонесе в 1853 году. Напротив, исследователям обороны Севастополя 1854–1855 годов лейтенант хорошо знаком и известен не как самовольный раскопщик и любитель антиков, а как командир трёх батарей над восточным берегом Карантинной бухты напротив Херсонеса. Именно его батареи противостояли французской артиллерии на городище. Поэтому публикация основных биографических сведений из жизни указанного офицера Черноморского флота будет весьма уместной.

Михаил Сергеевич родился 30 сентября 1823 года в Севастополе в семье прапорщика по гарнизонной артиллерии Сергея Фомича Шемякина (1791–1855). Батюшка Михаила происходил из солдатских детей города Пернова (Пярну) Лифляндской губернии. К моменту рождения сына он уже прошёл службу канониром лейб-гвардии в артиллерийском батальоне и фейерверкером в 4-й артиллерийской бригаде, в 1812–1814 годах участвовал в боевых действиях против французов. За отличие в сражении под Полоцком в октябре 1812 года был удостоен знака отличия военного ордена Святого Георгия.

Впоследствии С. Ф. Шемякин участвовал в русско-турецкой войне 1828–1829 годов; в 1833 году произведён в поручики, а в 1837 году назначен командиром № 3 роты Севастопольского гарнизона 10-й гарнизонной артиллерийской бригады. Указом Правительствующего Сената Временного Присутствия Герольдии от 11 марта 1842 года за № 1037 был утверждён с семейством в потомственном дворянстве по Симферопольскому уезду, внесён во вторую часть Родословной книги по собственным заслугам. В 1843 году Сергея Фомича произвели в капитаны, в 1848 году наградили орденом Святого Георгия 4-й степени «за 25 лет беспорочной выслуги в офицерских чинах»; в апреле 1853 года «за отлично-усердную ревностную службу» пожаловали орден Святой Анны 2-й степени.

Михаил Сергеевич, как и отец, был потомственным дворянином Симферопольского уезда. Получив домашнее образование, он 12 января 1838 года вступил на службу гардемарином в Черноморский флот; плавал на кораблях «Иоанн Златоуст», «Чесма» и «Адрианополь» до 1839 года. В марте 1841 года произведён в юнкера, 6 декабря того же года – в мичманы с переводом в Балтийский флот; с 1844 года служил в Черноморском флоте. 11 апреля 1848 года произведён в лейтенанты и в течение следующих трёх лет, с 1849 по 1852 год, на бриге «Эндимион» и линейном корабле «Чесма» плавал у восточного берега Чёрного моря.
В начале 1851 года в его биографии, кроме фактов службы, случился опыт производства археологических работ, когда он на собственный счёт провел раскопки в Херсонесе Таврическом и обнаружил южную стену византийской церкви, известной впоследствии под именем «Уваровской базилики».

Жизнь лейтенанта М. С. Шемякина закончилась трагически. Он находился в гарнизоне Севастополя с первого дня обороны – с 13 сентября 1854 года. Командовал батареями № 26, № 60 и № 61 за 6-м бастионом над Карантинной слободкой. В ходе осады неоднократно вступал в артиллерийские дуэли с французскими батареями Херсонеса. Погиб 28 марта 1855 года у 5-го бастиона – при бомбардировке был «разорван ядром». В дальнейшем имя М. С. Шемякина было увековечено в церкви Святого Павла Исповедника Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге и в храме Святого Николая на Братском кладбище в Севастополе.

Публикация основана на статье «Лейтенант Черноморского флота М. С. Шемякин (1823–1855): убитый и забытый первооткрыватель “Уваровской базилики”» (авторы: П. М. Ляшук, Т. А. Прохорова), а также на материалах книги П. М. Ляшук «Оборона Севастополя 1854–1855 годов – бессметный подвиг народов России. Дворяне Таврической губернии на бастионах Севастополя».

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

Владимир Владимирович Путин
Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

Митрополит Тихон
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Иннокентий (Борисов)
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям... Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Павел Сумароков
Павел Сумароков Русский писатель

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Прасковья Уварова
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...».

Максим Горький
Максим Горький Русский писатель

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника