Византийская экспозиция
Когда
9:00 – 18:00
санитарный день – последний понедельник каждого месяца
Где
Здание византийской экспозиции (второй этаж)
Стоимость посещения
на одного человека
взрослые | 200 р |
льготная категория | 100 р |
дети 7 -16 лет | 100 р |
Выставка начинается уже в вестибюле, где можно увидеть настенные планшеты, позволяющие ознакомиться с различными древними технологиями и реконструкциями. Основная экспозиция построена по тематическо-хронологическому принципу, то есть все предметы материальной культуры распределены по блокам в соответствии с темами, которые они отражают; внутри блоков соблюдается хронологический принцип. Разнообразие экспонатов воссоздает картину жизни разных социальных слоев горожан.
Первый зал включает в себя следующие тематические блоки: Крым в позднеантичную эпоху. Управление. Армия. Религия. Христианская архитектура.
Градостроительство. Экономика. Ремесла. Сельское хозяйство и промыслы. В витринах и на подиумах размещены артефакты преимущественно ранневизантийского и средневизантийского периодов.
В первых витринах, рассказывающих о государственном устройстве и армии Херсона, экспонируются высеченные на камне надписи и подвесные свинцовые печати – моливдовулы, свидетельствующие о наличии в Херсоне различных по своему статусу государственных чиновников, а также вооружение пехотинцев и всадников.
В разделе «Религия» экспонируются церковная утварь и предметы личного благочестия. Раритетный характер носит коллекция стеатитовых икон с образами Христа, Богоматери, святых, а также икон со сценами двунадесятых праздников. Бронзовые иконы представлены тремя экземплярами ХI–ХII вв.: круглой иконой Христа Пантократора (редким образцом местного производства) и малоазийской иконой Архангела Михаила Хониата. Украшением экспозиции являются расположенные в центре зала мозаичные полы и коллекция мраморных архитектурных деталей. Перед апсидой на узких высоких подиумах, имитирующих колонны, эффектно возвышаются роскошные ранневизантийские капители. В витрине у окна – великолепная палитра настенной смальтовой мозаики из херсонских храмов, фрагменты мозаичных кубиков на древнем растворе, инструменты художника-мозаичиста. Христианские мотивы, так или иначе, вплетаются почти во все экспозиционные темы, так как христианство было основным мировоззрением византийцев и пронизывало все сферы жизни византийского общества. Например, изображение главного христианского символа – креста – можно увидеть в экспозиции на мраморных декретах, печатях, монетах, посуде, тканях, ювелирных изделиях и прочих предметах.
Вдоль левой стены зала экспонируется местная и импортная продукция ремесленников, занимавшихся гончарством, обработкой металла и камня, стеклоделием, ювелирным делом. Гордостью музея-заповедника является коллекция глазурованной посуды IX–XIII вв., на которой изображены реальные и фантастические животные и птицы, растительные и геометрические орнаменты, герои мифологических сюжетов.
Завершают первый зал витрины, иллюстрирующие занятия херсонитов сельскохозяйственными работами, морским промыслом, охотой.
Во втором зале экспонируются артефакты преимущественно средне- и поздневизантийского времени, которые демонстрируют широкие культурно-экономические, в первую очередь торговые, контакты Херсона в южном, восточном и северном направлениях, привозные изделия, отражающие эти торговые связи. Центральные (горизонтальные) витрины содержат экспонаты, рассказывающие о повседневной жизни херсонитов: торгово-денежном обмене, грамотности, книжной культуре, досуге, модных в разные столетия аксессуарах, украшениях и прочих сторонах быта.
Особого внимания заслуживает витрина, посвященная русско-корсунским связям, апогеем которых явилось эпохальное событие: военный поход и крещение князя Владимира в Херсоне-Корсуне, за которым последовало крещение Руси. В витрине можно увидеть погребение воина и наконечники ножен мечей скандинавского типа, возможно, принадлежавшие дружинникам князя Владимира, а также каменные прясла из овручского сланца, детали одежды, горшки, украшения, амулеты славянского типа, коллекцию древнерусских бронзовых крестов со славянскими надписями, среди которых выделяется изумительной работы шестиконечный напрестольный крест.
В конце зала размещены две витрины, рассказывающие о последних столетиях жизни города. В одной из них представлены находки из слоя пожара последней четверти XIII в., в результате которого сгорела бόльшая часть города, и он уже никогда не восстанавливался в прежних границах. На стене с арочным верхом и в последней витрине можно познакомиться с находками XIV в., среди которых представлены замечательные образцы храмовых фресковых росписей, относимых специалистами к Палеологовскому ренессансу.
Византийская экспозиция Херсонесского музея-заповедника не только ярко иллюстрирует различные сферы жизни города и его предместья, но и дает уникальную возможность соприкоснуться с бесценным наследием одной из великих древних цивилизаций.
Первый зал:
|
Второй зал:
|
Археологические находки из раскопок древнего Херсонеса, в том числе византийские, впервые стали экспонироваться в 1892 г. по инициативе К.К. Косцюшко-Валюжинича во временном музейном помещении, получившем название «Склад местных древностей». В Советский период, после упразднения Херсонесского Владимирского монастыря (1924), в бывшей монастырской трапезной под руководством К.Э. Гриневича был открыт «Античный зал» (07.06.1925), а в Корсунской церкви – «Византийский зал» (19.07.1925). Судя по сохранившимся архивным данным, очень скоро название «византийский» в духе времени было заменено на «феодальный», а затем – на «средневековый»; первоначальное название – «византийский» было возвращено в 2015 г. В годы Великой отечественной войны фондовая коллекция была эвакуирована в г. Свердловск (Екатеринбург). Через год после освобождения Севастополя и возвращения экспонатов (1944) музей был вновь открыт для посетителей. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. началась подготовка новых экспозиций: античной и средневековой, одним из консультантов которых стал ученый-византинист А.Л. Якобсон. Торжественное открытие нового средневекового зала состоялось в 1954 г. (автор концепции – Е.А. Паршина).
В 1956 г. во дворе Херсонесского музея разместилась выставка византийских мраморных колонн из раскопок херсонских храмов, ставшая частью экспозиции под открытым небом. В 1959 г. под руководством О.И. Домбровского в здании бывшего монастырского храма Семи священномучеников был размещен лапидарий средневековой архитектуры (лапидарий – собрание изделий из камня, в данном случае – архитектурных деталей; от латинского lapidarius – «каменный»), расформированный в 1999 г. в связи с передачей храма Крымской епархии.
Ныне действующая постоянная византийская экспозиция была открыта в 1982 г. (автор концепции – Л.Г. Колесникова, художники-дизайнеры – Т.М. и Г.М. Манто). Первоначально она включала в себя две тысячи экспонатов, иллюстрирующих различные стороны жизни провинциального византийского города. По мере поступления в фонды Херсонесского музея-заповедника новых находок из раскопок византийских слоев городища и предместья она постоянно пополнялась новыми экспонатами. К настоящему времени их число достигло уже более трех тысяч.
С 2018 года в первом зале основной экспозиции периодически устраиваются пользующиеся большой популярностью «Капсульные выставки одного экспоната». Основная цель таких временных выставок – обратить внимание посетителей музея на наиболее интересные артефакты.