Все новости
Святой врач в византийском Херсоне
Как известно, основой медицинских знаний в Византии были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена. Выдающийся учёный IV – начала V века Орибасий (по происхождению грек из Пергама, личный врач и друг императора Юлиана Отступника) составил в IV в. медицинскую энциклопедию «Свод» («Синопсис») в 70 томах, содержавшую обширные выписки из сочинений древних авторов и его собственные выводы. Интересно, что Византия сохранила античную клятву Гиппократа, добавив в начале неё молитвенное обращение к Троице и Христу. Эта клятва была обязательной для всех врачей империи.
Данные археологии свидетельствуют, что и в средневековом Херсоне медицина была на достаточно высоком уровне. В городе существовала общественная больница; в арсенале местных врачей имелись различные инструменты, в том числе хирургические, сделанные из бронзы. Большое внимание уделялось личной гигиене, херсонеситы посещали городские бани. Как и все византийцы, они, пользуясь достижениями медицины того времени, обращались с молитвой и к святым врачам. В 1964 г., при раскопках в Портовом районе города, возле «Храма с аркосолиями» была найдена бронзовая икона с позолотой бессребреника Кира. В православии бессребрениками именуются врачи, которые не брали платы за исцеление больных, такие как Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеймон и Ермолай и другие.
Согласно одному из житий, изображённый на иконе святой Кир происходил из Александрии. Он был врачом по профессии и принимал больных в помещении, которое находилось в церкви Трёх отроков вавилонских. Святой Кир лечил не только телесные, но и душевные недуги и многих обратил в христианскую веру. Узнав, что врач отвращает жителей города от почитания языческих богов, правитель приказал схватить его. Тогда Кир, приняв монашество, удалился в небольшое селение в Аравийской пустыне. Там он продолжал исцелять больных, но уже не лекарствами, а молитвой и проповедью. Когда начались гонения на христиан императора Диоклетиана (284–305), к святому Киру из Иерусалима пришёл благочестивый воин Иоанн и стал подвизаться вместе с ним (в некоторых источниках сказано, что последний был родом из Эдессы). Узнав, что в египетском городе Канопе была схвачена христианка с тремя дочерьми, Кир и Иоанн отправились туда, чтобы укрепить будущих мучениц. В результате святые тоже были арестованы и доставлены к Сириану, правителю Канопа. После допросов и отказа отречься от Христа они были казнены. Впоследствии архиепископ Александрийский Феофил I (384–412), при содействии императора Феодосия I (379–395), воздвиг храм Апостолов в Канопе и храм Евангелистов в Минуфе, куда преемник Феофила Кирилл перенёс мощи этих двух святых.
На херсонесской иконе Кир (справа) изображён в гиматии (плаще); в левой руке он держит ларец для сосуда с елеем, в правой – палочку для него. Туловище святого непропорционально, левое плечо значительно выше и шире правого – всё это следы древнего ремонта. Справа от его фигуры – сопровождающая греческая надпись: «святой Кир».
Слева от него изображён Лукиллиан в воинском плаще, скреплённом круглой фибулой; в левой руке он держит крест, правая – в благословляющем жесте. Рядом находится сопровождающая надпись: «cвятой Лукиллиан».
Автор: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический»
Данные археологии свидетельствуют, что и в средневековом Херсоне медицина была на достаточно высоком уровне. В городе существовала общественная больница; в арсенале местных врачей имелись различные инструменты, в том числе хирургические, сделанные из бронзы. Большое внимание уделялось личной гигиене, херсонеситы посещали городские бани. Как и все византийцы, они, пользуясь достижениями медицины того времени, обращались с молитвой и к святым врачам. В 1964 г., при раскопках в Портовом районе города, возле «Храма с аркосолиями» была найдена бронзовая икона с позолотой бессребреника Кира. В православии бессребрениками именуются врачи, которые не брали платы за исцеление больных, такие как Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеймон и Ермолай и другие.
Согласно одному из житий, изображённый на иконе святой Кир происходил из Александрии. Он был врачом по профессии и принимал больных в помещении, которое находилось в церкви Трёх отроков вавилонских. Святой Кир лечил не только телесные, но и душевные недуги и многих обратил в христианскую веру. Узнав, что врач отвращает жителей города от почитания языческих богов, правитель приказал схватить его. Тогда Кир, приняв монашество, удалился в небольшое селение в Аравийской пустыне. Там он продолжал исцелять больных, но уже не лекарствами, а молитвой и проповедью. Когда начались гонения на христиан императора Диоклетиана (284–305), к святому Киру из Иерусалима пришёл благочестивый воин Иоанн и стал подвизаться вместе с ним (в некоторых источниках сказано, что последний был родом из Эдессы). Узнав, что в египетском городе Канопе была схвачена христианка с тремя дочерьми, Кир и Иоанн отправились туда, чтобы укрепить будущих мучениц. В результате святые тоже были арестованы и доставлены к Сириану, правителю Канопа. После допросов и отказа отречься от Христа они были казнены. Впоследствии архиепископ Александрийский Феофил I (384–412), при содействии императора Феодосия I (379–395), воздвиг храм Апостолов в Канопе и храм Евангелистов в Минуфе, куда преемник Феофила Кирилл перенёс мощи этих двух святых.
На херсонесской иконе Кир (справа) изображён в гиматии (плаще); в левой руке он держит ларец для сосуда с елеем, в правой – палочку для него. Туловище святого непропорционально, левое плечо значительно выше и шире правого – всё это следы древнего ремонта. Справа от его фигуры – сопровождающая греческая надпись: «святой Кир».
Слева от него изображён Лукиллиан в воинском плаще, скреплённом круглой фибулой; в левой руке он держит крест, правая – в благословляющем жесте. Рядом находится сопровождающая надпись: «cвятой Лукиллиан».
Автор: Т. Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический»